Войти
на сайт
Войти с VK ID

Аналитика #7: Bleach - как это было

Уже давно зашла звезда творения Тайто Кубо, однако даже сейчас «Bleach» активно смотрят и пересматривают. Действительно ли всё и всегда было настолько прекрасно с главным конкурентом «Naruto» вплоть до 2012 или же дело в ностальгическом фильтре, который автоматически работает на переоценивание? Что вообще такое «Блич» и с чем его едят? Разберёмся без затянутых вступлений, чем же это аниме так покорило многих и было ли чему покоряться.

Виноваты губы


Не сюжетом, так картинкой – это про «Блич» («Хлорку» в народе). Начать стоит именно с детального рассмотрения качества прорисовки и стилистики в целом, потому что в этом ключе «Хлорку» можно не жалеть лестных слов, нежели при разборе сюжетной составляющей.
Аналитика #7: Bleach - как это было

Фирменные губки.

Развитию визуального исполнения «Блича» сопутствовали два значительных фактора: переход соотношения сторон японского ТВ с 480 на 720 (экранизации «Bleach» повезло транслироваться именно в этот период) и прогрессировавший стиль мангаки, который как-то слишком рьяно старался следовать тенденциям и постепенно превращал брутального героя сёнена в фотомодель и причину девчачьих слёз.
Аналитика #7: Bleach - как это было

Ичиго 1.0

Аналитика #7: Bleach - как это было

Ичиго 2.0

Аналитика #7: Bleach - как это было

Ичиго 3.0

И это касается не только главного героя – со стилем экспериментировали абсолютно все персонажи, от эпизода к эпизоду становясь на шаг ближе к подиуму в Милане (даже Зараки – воплощение брутальности – к финалу смахивал на участника бойз-бенда). Как ни крути, такие редизайны никак нельзя приписать к минусам – стараниями художников-аниматоров ближе к концу «Блич» стал выглядеть эталоном анимации для многосерийных сёненов. Путь был долгий и тернистый, но студия в итоге выдала качественный продукт с высоким уровнем детализации черт внешности и одежды, не говоря уже о красочном исполнении атак мечей Занпакто.
К общему же авторскому стилю исполнения и подходу к дизайну персонажей можно придраться, проведя аналогию с «One Piece». Герои выглядят ярко и интересно, но пропорции хотя бы их лиц заставляют руки бывалого пластического хирурга нервно трястись. В этом аниме нет единого критерия изображения лиц – глаза ранжируются от неестественно узких до абсурдно широких. Масла в огонь подливает и причудливая анатомия персонажей, придающая им столь притягательный внешний облик. В «Бличе» почти все неестественно высокие и будто бы страдают анорексией, хотя в то же время имеют идеальный рельеф. Герой может быть низким или полным только в том случае, если телосложение влияет на раскрытие его характера. В остальных случаях Кубо, не заморачиваясь с дизайном, почти всегда рисовал похожие как капли воды шпалы. По этой причине у зрителя могут возникнуть проблемы с определением возраста героев на глаз – юношу не отличить от зрелого, а зрелого не отличить от «живущего» лет так тысячу.
Всё это, естественно, влияет на формирование адекватного представления о персонажах, но поскольку идеализированная внешность большинства героев скорее располагает зрителя к себе, нежели отталкивает, рождённые стилем пропорции не сильно режут глаз.
Аналитика #7: Bleach - как это было

Стильные маски – ещё один незаменимый атрибут.

С гармонично подобранными цветами и нарядами даже персонажи второго плана смотрятся свежо и оригинально. Цветовая палитра, одежда и уникальные предметы декора (вроде шляпы Урахары) и превращают «однотипные шпалы» в «живых героев».

I can tell that you're never been true to me


Всё ещё не затрагивая сюжетные дебри, продолжаем о хорошем. И ещё одна однозначно сильная сторона «Блича» - музыка. Нет смысла перечислять каждую музыкальную тему каждого героя – к каждому талантливый Широ Сагису нашёл собственный подход, продемонстрировав себя как по-настоящему хороший композитор, которому определённо не безразлично то, над чем он трудится.
С опенингами и эндингами всё так же в порядке, если не сказать сказочно. Студия не жалела времени и средств, с особой тщательностью подходя к подбору открывающих и закрывающих композиций, а также к созданию цепляющего видеоряда. «Bleach» преуспел в том, чего не хватало и не хватает сёненам по сей день – абстрактных и стильных, а не просто информативных заставок. Ведь зачастую те же опенинги практически всегда пересказывают события определённой арки аниме, «Ван Пис» вовсе грешит этим постоянно. В «Бличе» же такие опенинги разбавлены поистине чарующими заставками, доставляющими эстетическое наслаждение.

Все поймут, все вспомнят.

Пропускаете эндинги? А зря – пусть они и не хватают звёзд с неба, в отличие от опенингов, но тем не менее какая-то магия в них да присутствует.
Но как бы ни хотелось побольше порассуждать о хорошем, оттянуть неминуемое невозможно.

Таких не берут в шинигами!


В отличие от откровенно бездарных и юмористических сёненов, в «Bleach» в наличии такая важная и даже приоритетная для длинных историй категория как «сюжет» - и на том спасибо. Однако о качестве его подачи и исполнения заложенного в историю замысла довольно трудно рассуждать в положительном ключе. «Блич» - провал с точки зрения именно повествовательной реализации, так как концептуальный потенциал у этой вселенной был едва ли не безграничен – даже если отталкиваться от идеи мира шинигами («проводников душ»), которые играют не последнюю роль в японском фольклоре. Однако ещё на стадии концепта у автора оригинала Тайто Кубо возникали явные проблемы (название манги, имена героев, термины и типы оружия). Внутренние противоречия и сомнения автора вылились в то, что конечный продукт («Хлорка», которую мы знаем) получился крайне скудным как в плане повествования, так и с точки зрения раскрытия персонажей.
Аналитика #7: Bleach - как это было

Bleach be like…

Но обо всём, как водится, по порядку. Изначально «Блич» не страдал собственными проблемами – на раннем этапе ему были присущи все те же просчёты, характерные для большинства только-только стартовавших сёненов. Речь о «долгом разгоне», когда экранное время полностью забивается повседневными малосвязанными мини-историями, которые знакомят зрителя с второстепенными персонажами. В этом плане «Naruto» - эталон, там введение в курс занимает не более десятка серий. Но с «Бличом» в этом отношении всё не так плохо, как, к примеру, с тем же «Ван Писом», где введение затянуто серий этак на шестьдесят. «Bleach» разгоняется примерно за двадцать эпизодов (его эфирная модель чуть позднее будет перенята «Реборном») и уже к тридцатым сериям готов представить вменяемую сюжетную линию, открывающую зрителю причудливый мир проводников душ.
Итак, у нас есть шинигами – боги смерти, которые документально должны сопровождать души в загробный мир, дабы те не стали «пустыми» - злобными тварями, по уровню интеллекта в большинстве случаев не опережающими бабуинов. На деле же шинигами занимаются выкрикиванием названий своих атак и сражениями с другими шинигами – по крайней мере, первые арки выглядят именно так. С точки зрения лора мир шинигами довольно разнообразен. У них налажена чёткая ранговая структура, есть собственное поселение, на службе каждый имеет устав и обязанности. Для активации способности своего меча шинигами произносит определённое слово, обращённое к мечу. В плане раскрытия способностей «Блич» выбивается вперёд среди немалого числа сёненов, ведь способности здесь – целая наука, состоящая из широкой терминологии, нюансов и просто невыговариваемых названий. Интересно? Концептуально да. Применяется ли это на практике? Увы, но нет – львиная доля того материала, который объясняется по ходу повествования, благополучно забывается и больше никогда не всплывает на протяжении сериала.

«Сага об Арранкарах» - главная вменяемая причина с сюжетной стороны, мотивирующая ознакомиться с «Bleach». Растянутая до неприличия, эта история выжимает из «Хлорки» максимум того, что можно было сделать с историей и персонажами. Кубо в своё время экспериментировал с национальным колоритом истории, смешав японскую культуру с испанской. Почему бы и нет, ведь незадолго до «Саги об Арранкарах» этот приём культурного смешивания сыграл на руку Хирохико Араки, прославив его ещё больше. Действительно, с новыми, на этот раз даже японцам непонятными словами, история стала ещё более развёрнутой, интересной, а самое главное – самобытной.
Аналитика #7: Bleach - как это было

Допью и начну толкать сюжет.

Поэтому «Экзекуция» на фоне «Эспады» смотрится попросту никак. Многие из досматривавших в онгоинге последнюю арку соглашались, что лучше бы история завершилась ещё на поражении Арранкаров. Однако аниме предложило какой-никакой, но хэппи-энд, заодно немного расшевелив нервы фанатов, а за то, что последняя арка манги так и не получила экранизацию, студию нужно благодарить, ведь там всё… плохо. Правда плохо.
Так в чём же мастер-сценарист Кубо прокололся? Хотя бы в том, что на уровне фабулы, сюжетного каркаса, история абсолютно пуста – так же, как и заблудшие души в ней. Несмотря на пёстрое разнообразие слов и действий, сюжетная линия представляет собой замкнутый круг: главный герой тренируется, чтобы стать сильнее, сливается в бою, ему на помощь приходит кто-либо из команды, филлер. И так несколько раз - собственно, сценарий «Bleach» во всей красе. Эту модель можно вовсе упростить до двух пунктов – тренировка и похищение. Герои тренируются, кого-то или что-то похищают. Это работает, раз, два… три, четыре, словом, работает на протяжении всей истории. Скучно – да, неоригинально – ещё бы, но приятная музыка заглушает разум, эффектные и красочные бои затмевают логику. Зритель просто наслаждается зрелищем, не осознавая, что его попросту дурят.
Аналитика #7: Bleach - как это было

Безумие – это повторение одного и того же действия…

И ладно бы инициатива двигать историю исходила от главных героев, так нет – за все сюжетные сдвиги благодарить стоит исключительно злодеев. Проблему характеров персонажей отложим на пару-другую абзацев и продолжим копаться в построении сюжета. А он построен так, что главный герой и его окружение по сути на события никак не влияют – они не делают что-то, всё всегда делают с ними. То нападут, то, опять же, похитят, то что-нибудь недоброе скажут – инициатива всегда идёт со стороны. Дай тому же Ичиго волю, всё аниме просидел бы за тренировками, а под конец пошёл бы меносов рубить. Злодейскую же инициативу тоже перехваливать не стоит. По большей части мотивацию любого антагониста можно разделить на две категории: злодеи творят злодейства либо потому что так хочется, либо потому что так приказали те, кому так хочется. Глубокой мотивации у них нет, как нет глубины в характерах положительных персонажей. Весь «Блич» - это по сути один большой вызов главному герою, который Ичиго раз за разом вынужден принимать.
«Bleach» вышел на площадку сёненов, когда там уже вовсю хозяйничали «One Piece», «Naruto», ну и популярный в западном сегменте «Shaman King». На их фоне с точки зрения раскрытия персонажей «Хлорка» не смогла предложить абсолютно ничего нового. Героев здесь много, однако вся роль второстепенных-сильных сводится к игре в «бога из машины», вечно спасающего побитую репу главного героя. Второстепенные-слабые же герои вовсе забываются практически сразу после своего дебюта на экране. Даже такие, казалось бы, поначалу важные товарищи Ичиго как Исида, Орихиме и Чад к середине выполняют роль простых декораций, не оказывая на сюжет особого влияния. Хичиго – «внутренний демон» главного героя – и тот со временем просто стирается из повествования. Герои не развиваются, не растут над собой, куда проще сменить обёртку, нежели содержание - отрастить волосы, сшить новый костюм, изучить для галочки новый боевой приём.
Ладно бы персонажи просто не влияли на сюжет, однако в «Бличе» всё намного хуже – герои сами по себе картонные. Точнее, каждый персонаж здесь сугубо архетипичен. Если персонаж подаётся как импульсивный, хладнокровный или безумный, он таким и останется до самого конца. И врагов история героям подбирает соответствующих - либо с полностью противоположным темпераментом, либо с точно таким же характером (безумному учёному - безумного учёного и т.д.). Главный герой же – казалось бы, лицо истории – не имеет абсолютно никаких отличительных черт характера. Он не круглый идиот (вроде Луффи), не развивается со временем (как Наруто), не является злым гением (как Лелуш). Ичиго - просто Ичиго, чуть ли не впервые в сёнене обычный японский школьник остаётся обычным японским школьником, даже когда проникает в потусторонний испанский дворец и превращается там в рогатое чудище. У него нет какой-либо мотивации к действию, всё сводится якобы к защите друзей, правда этих самых друзей стоит защищать от самого Ичиго. Весь его характер раскрывается через знакомство с кем-либо, а затем отстаивание прав на это знакомство. «Наруто» и «Ван Пис» тоже этим грешили, правда там было хоть что-то кроме. Здесь же – пустота.
Аналитика #7: Bleach - как это было

Мы не интересные?!

В этом отношении «Сага об Арранкарах» выделяется в положительную сторону. «Эспада» - хоть и сборник архетипов, однако отдельные персонажи раскрываются лучше других и даже растут в зрительских глазах, показывая не только новые формы и причудливые атаки, но и действительно интересные детали биографии и модели поведения.
Но самое главное, что делает хороший сёнен хорошим и чего практически полностью лишён «Блич», это посыл - те проблемы, которые автор поднимает и хочет донести до своего читателя. Другие крупные сёнены более-менее справляются с этой задачей, Тайто Кубо же - не очень. Философского наполнения в «Хлорке» кот наплакал - герои просты, сюжет прост и состоит из слабо мотивируемых сражений. Здесь опять же положительно отличилась «Эспада» с идеями о символизации смерти. Сцены сражений с отдельными подчинёнными Айзена действительно могли не только развеселить шикарной музыкой и качественно выполненной анимацией, но и тронуть зрительское сердце.
Аналитика #7: Bleach - как это было

Рука, что тянется ко мне…

К сожалению, подобных сцен в «Bleach» абсолютный минимум по сравнению с другими хорошими и средними сёненами.

Производство и потребление


О сторонней продукции расписать получится не так уж много - «Бличу» не свойственны ситуации, когда поклонники аниме сначала знакомятся с каким-то сайд-проектом, а затем обращаются к манге и аниме-сериалу. Да и такие случаи скорее исключение, чем правило - не каждый сериал переходит рубеж в 400 эпизодов, и даже на пике популярности «Bleach» не забивал прилавки тематических магазинов тоннами мерча вроде фигурок или масок, зато было немалое количество отличных и не совсем файтингов на портативные консоли. Самым же крупным игровым проектом по данной вселенной является эксклюзивный для PlayStation 3 слэшер «Bleach: Soul Resurreccion» - геймплейно незамысловатый и отчасти хардкорный в получении трофеев. Ярые поклонники консольных слэшеров вряд ли оценят, видали и получше, а вот для фаната аниме самое то.
Аниме-ответвлений у «Хлорки» тоже немного - четыре фильма, три из которых выглядят как посредственные филлеры и немного расширяют вселенную. Четвёртый же фильм, вышедший ещё в 2010, можно поставить в один ряд с эталонными сёнен-фильмами вроде «One Piece: Z» и «Naruto: Boruto», с ним настолько всё хорошо - от анимации до сюжета. В этом отношении четвёртый фильм смотрится лучше некоторых ранних сюжетных арок сериала.
Аналитика #7: Bleach - как это было

Аццкий Ичиго.

Фанбаза «Блича» - люди, готовые отстаивать честь своего любимого сериала, который во многом объективно уступает другим популярным сёненам. Этих людей не отпугивают замысловатые японские и испанские термины и понятия, они готовы сталкивать лбами Улькиорру и Итачи, Айзена и Пейна, признавать несовершенство и проколы «Хлорки», но не говорить об этом. Визитная карточка «Bleach» - пафос - привлекает в основном подростковую аудиторию, на которую и рассчитано аниме. Здесь пафосно всё - максималистские воззрения героев, их стильные наряды и боевые стойки.

Для подведения итогов рассуждения о «Бличе» не потребуется отдельный заголовок, ведь в данном случае всё предельно ясно - плюсы и минусы более чем явные, сложных категорий здесь нет, ведь «Bleach» практически никакой художественной ценности в себе не несёт. Это добротный боевик без перекачанных мужиков, но с килотоннами пафоса самых разных сортов, претендующий пусть и не на звание сёнена десятилетия, но на почётное место на полке ностальгии, с которой время от времени хочется сдуть пыль.
Аналитика #7: Bleach - как это было


7
Плюсы:
Анимация
Музыка
Минусы:
Сюжет
Персонажи
Полная версия